МАТЬ КАЛИ Поклонение Кали имеет в Индии живую и мощную традицию. Особенно сильно оно распространено в Бенгалии, где находятся священные места, связанные с этой Богиней, и построено множество посвящённых Ей храмов. Люди всех каст и родов деятельности возносят Ей молитвы, как у домашних алтарей, так и в храмах или на базарных площадях. На протяжении веков поэты-мистики, такие, как Рам Прасад, посвящают Кали замечательных стихи и песни. Жизнь и духовная практика многих великих тантристов неразрывно связана с именем Кали. В их числе такие известные авторы Шакта-тантр, как Кришнананда, Пурнананда, Сарвавидйа и другие. Шри Рамакришна, живший в XIX веке, с юных лет был жрецом храма Кали и посвятил Ей всю свою жизнь и деятельность. Он имел множество видений Абсолютного в форме Кали и находился в непосредственном контакте с Ней. Формы Кали многочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во Вселенной. Как Мать всех явлений и существ – Она творит, сохраняет и разрушает Вселенную. Она – Энергия Трёхокого Шивы, не отличимая от Него Самого, и только Сам Махакала может знать Её истинное величие. Как Шмашанакали – Она, будучи Владычицей Смерти, обитает в местах сожжения трупов. Как Ракшакали – Она охраняет от всяких несчастий (таких как эпидемии, болезни, стихийные бедствия); как Шьямакали – Она предстаёт в темно-синем облике и особенно благосклонна к Своим преданным. Как паук, соткав паутину, живёт в ней, так и Божественная Мать Кали, создав этот мир, пребывает в нем. Она является как пауком, так и сотканной паутиной. Она опутывает существа Своими нитями и Она же дарует полное освобождение Своим преданным. Изображения Кали, которые могут показаться непосвящённому набором жестокости, неприличия, дикости и т.д., содержат в себе глубокий символизм. Так, местопребывание Кали – места сожжения трупов (шмашана) – естественно навевает мысли о неизбежности смерти, о недолговечности земного существования и всего материального. Орудия, которые Она держит в Своих руках, символизируют силу разрушения. Только когда разрублены путы материального существования, можно постичь Высшую Истину. Кали – Исполнительница Закона, Она воздаёт существам по их деяниям, никто не может избежать своей участи. Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в сетях Майи, осуществляя тем самым естественный процесс эволюции Вселенной. В действительности Она вечна, и все индивидуальные души существ тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развёртывающаяся во Вселенной, - это просто Игра. Во время этой Игры преступления и наказания, причины и следствия, рождения и смерти мелькают одно за другим. Трагедия индивидуальных душ в том, что они «заигрываются» и перестают осознавать свои истинное состояние – Свободы, Вечности, Блаженства. Кали пребывает в Вечном Блаженстве, - Кали становится Великой Помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед. Она изображается нагой (Дигамбари: Ее единственная одежда – пространство), так как Она абсолютно свободна ото всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто поклоняется Ей как Абсолюту или Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она Сама. Так, в песне, которую любил петь Шри Рамакришна, есть слов: «Поклонник Божественной Матери свободен даже в этой жизни и наслаждается Вечным Блаженством». Кали изображается чёрной, так как в чёрном цвете исчезают все различия. Она – Вечная Ночь, посреди которой Она стоит на «Небытии», пребывая в статическом, но в то же время потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Не проявленное представлено в образе Шивы, как трупа (шава), на котором Она сидит или стоит. О чёрном цвете Богини Шри Рамакришна говорил: «Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и чёрная, Она, со Своими развивающимися волосами, освещает лотос Сердца» «Провозвестие Рамакришны» Свами Абхеданады, глава 5. Интересные сведения о Богине можно найти в Каливиласа-тантре, где утверждается, что Она была Гаури, то есть имела светлый цвет кожи, но почернела, охваченная страстью ко Своему Возлюбленному (Шиве). В результате Их Божественного Единения родился Кришна. Далее Кали рассказывает Своему сыну о том, как по окончании определённого Мирового Периода (Дня Брахмы) Он станет возлюбленным Радхи, которая будет рождена из тела Кали. Одно из значений гирлянды голов, которую носит Кали, состоит в том, что каждая голова является символическим изображением одной из букв санскритского алфавита. Таким образом, вся гирлянда, состоящая из пятидесяти голов, представляет собой нить алфавита «языка Богов» (санскрит именуется «Девабхаша», что означает «Язык Богов»; также и шрифт санскрита называется «Божественным» - «деванагари»), состоящего из такого же количества слогов. Такой символизм важен в связи с наукой мантра-йоги, тщательно разработанной в тантрической традиции. Гирлянда (мала) голов подобна чёткам (джапа-мала), так как на каждой бусине чёток определённого типа содержится своя биджа-мантра, образованная из того или иного слога алфавита. Гирлянда голов представляет собой весь санскритский алфавит, слоги которого, в свою очередь, содержат в себе силу всех Богов и символизирует самих Богов. (Так, первый согласный слог алфавита «ка» - означает, прежде всего саму Кали, а слог «ха» - Хару, или Шиву). Пятьдесят слогов, алфавита и соответственно пятьдесят голов представляют собой проявленное состояние Изначального Звука (шабда), из которого происходит творение всей Вселенной. Кали носит эту гирлянду на Своём теле, и это показывает, что проявленное Творение возвращено в своё изначальное состояние Единства. Источник: Шри Бхававсенаху

Теги других блогов: тантризм Кали Бенгали