Мохи Бахауддин Дагар: опьянение музыкой (Алекс Графф, Солонеба) "По мнению мыслителей Востока существуют пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем опьянение благосостоянием; третье опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвертое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звездам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его." Рагхава Р. Менон «Звуки индийской музыки. Путь к раге» Если современных ценителей этнической музыки попросить навскидку назвать наиболее значительных, из ныне живущих, индийских исполнителей, то не удивительно, если в этом списке окажутся ситаристы Ниладри Кумар и Анушка Шанкар, дочь легендарного Рави Шанкара, таблисты Закир Хуссейн, Трилок Гурту и Анурадха Пал, флейтисты Харипрасад Чаурасия и Рону Маджумдар, сародисты Амджад Али Хан и Буддадев Дас Гупта, сантуристы Шивкумар Шарма и Бхаджан Сопори, гитаристы Дебашиш Бхаттачария, Вишва Мохан Бхатт и Камала Шанкар, скрипачки Кала Рамнатх, Н. Раджам и её дочь Сангита Шанкар, вокалистки Каушики Чакраборти и Сушила Раман, ди-джеи и мультиинструменталисты Талвин Сингх и Нитин Соуни. Более взыскательные и искушенные меломаны вспомнят еще пару-тройку известных имён, к примеру, саксофониста Кадри Гопалнатха, перкуссиониста Шивамани, пианиста Утсава Лала или исполнительницу на сарасвати-вине Джаянти Кумареш. И лишь немногие, истинные мелогурманы включат в этот список виртуоза рудра-вины Мохи Бахауддина Дагара. Между тем, он является хранителем и популяризатором одного из высочайших жанров классического индийского музыкального наследия – дхрупада. "У музыки нет религии. Имеет ли значение, к какой религии я отношусь, когда вы слышите рудра-вину?" Бахауддин Дагар Глубокий и размеренный древнеиндийский стиль дхрупад был ранее известен как дхрувапад (на санскрите «дхрува» – фиксированная, «пада» – песня, т.е. «песня фиксированного состояния ума»). В наше время дхрупад представлен, главным образом, в творчестве семейства Дагар, ярчайшим представителем которого, собственно, и является Мохи Бахауддин Дагар. Экстраординарный и харизматичный маэстро приходится сыном известному северо-индийскому музыканту Зиа Мохиуддину Дагару и внуком Зиауддину Хану Дагару, который был придворным исполнителем при правителе Удайпура в провинции Раджастан. Таким образом, его можно считать представителем относительно молодого поколения семейства Дагар. Массивная ветвь родового древа династии Дагар, к которой принадлежит Бахауддин, состоит в основном из исполнителей, искусно владеющих виной, точнее одной из её разновидностей – рудра-виной. Трудно переоценить роль рудра-вины в истории индийской классической музыки. Можно сказать, как дхрупад является прародителем всех современных стилей хиндустани (будь то хаял, тарана, тхумри, каввали или гхазал, так рудра-вина считается прародительницей всех индийских лютневых инструментов в традиции хиндустани. Однако в наши дни в Индии найдется лишь горстка музыкантов, играющих на этом инструменте, возможно, по причине очень сложной техники игры, требующей многолетней практики. Немаловажным моментом является тот факт, что рудра-вина исторически была единственным используемым инструментом для глубокого изучения нада-йоги (т.е. йоги звука). Музыканты-аскеты и йоги, исполняя раги на рудра-вине, использовали её для настройки своего сознания на специальные вибрации и достижения глубинных трансцендентных состояний. В древних манускриптах о нада-йоге сказано, что существует два вида звука — производимый и непроизводимый. Производимый звук может быть порожден музыкальным инструментом, тогда как непроизводимый звук — это бесконечная вибрация Вселенной, которую можно услышать только путем многолетних медитаций и настройки ума и души. Сказано также, что, несмотря на то, что рудра-вина относится к разряду инструментов, «производящих» звук, в её дронном звучании также можно уловить ту самую бесконечную вибрацию Вселенной. Именно эхо вселенских вибраций ощущается при прослушивании раг в исполнении Бахауддина Дагара. Величественная грация и монументальность, столь свойственные дхрупаду, незримо обволакивают слушателя с первых же нот. Это, своего рода, медитативное погружение в глубокие воды космического покоя и равновесия. В данном случае интенсивность переживаний напрямую зависит от уровня духовной просветлённости исполнителя. А духовная составляющая, в свою очередь, напрямую зависит от глубины и качества передаваемых из поколения в поколение знаний. Для Бахауддина Мохиуддина Дагара лини передачи являются, по сути, «выделенкой», а принцип взаимосвязи поколений — базовым, основополагающим. Он, будучи рождённым в 1970 году, стал в двадцатом поколении наследником музыкальных традиций семейства Дагар, восходящих к творчеству легендарного исполнителя XVI века Найака Харидаса Дагара. Начав впитывать основы музыкального искусства с самого рождения, Бахауддин с младенчества овладевал техникой игры на различных инструментах, сначала под присмотром матери — на ситаре, позже — на сурбахаре. В 1982 году, будучи в двенадцатилетнем возрасте, он начал практические занятия в освоении рудра-вины, теперь уже под руководством своего отца, легендарного музыканта Зиа Мохиуддина Дагара. А после смерти отца в 1990 году Бахауддин продолжил своё обучение под руководством не менее именитого дяди – Зиа Фаридуддина Дагара, среди учеников которого числятся прославленные братья Гундеча. На сегодняшний день имя Бахауддина Дагара в приближенных к индийской классике меломанских кругах стало, практически, синонимом рудра-вины. Столь влиятельному положению на музыкальном олимпе способствовали годы упорных практик и регулярных выступлений на престижнейших фестивалях, таких как Darbar Festival, Saptak Music Festival, Bengal Classical Music Festival, Dover Lane Music Conference. Кроме сольных выступлений виртуоз рудра-вины нередко практикует джугалбанди, выступая в дуэте с искусными вокалистами, такими как Удай Бхавалкар, Вассифудин Дагар или Парвати Баул. За свои музыкальные заслуги в 2012 году Устад Бахауддин Дагар был награжден премией Sangeet Natak Akademi Award, высшей исполнительской наградой от Национальной индийской академии музыки, танца и драмы. _________________ Bahauddin Dagar 2018 Raga Bhimpalasi ◆ Ustad Bahauddin Dagar – rudra vina [Raga Bhimpalasi. Самайа: день. Раса: бхакти (ощущение природы как божественно величественной, так и естественно близкой) и шрингар вирах-милан (в смысле пленительности образа возлюбленного и в мечтах и наяву). Cоздана в середине XVIII века знаменитым музыкантом Ниямат Кханом (Садаранг). Считается исключительно сильной по своему эмоциональному потенциалу (по гармоничному сочетанию в её расе возвышенного и земного).] #gvDhrupad@gandharvaveda #gvRudraVina@gandharvaveda #gv12_15 donation: https://vk.com/app6471849_-36019135